Астраханская областная
организация Профсоюза
​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

ДОКЛАД «О ситуации в медицинских организациях Астраханской области, связанной с реализацией законодательства о специальной оценке условий труда и задачах выборных органов областной и первичных организаций Профсоюза при осуществлении ими контрольных функц

22.11.2016

ДОКЛАД

«О ситуации в медицинских организациях Астраханской области,

связанной с реализацией законодательства

о специальной оценке условий труда и задачах выборных органов областной и первичных  организаций Профсоюза при осуществлении ими контрольных функций».

Уважаемые коллеги!

Вопросы охраны труда охватывают правоотношения между работодателями и работниками, которые трудятся в условиях с вредными (опасными) производственными факторами.   Для Профсоюза главное – это уровень социальной защищенности,  обеспечение соответствующими  гарантиями и компенсациями,  предоставление  работникам права на досрочную пенсию за работу во вредных  условиях и  по этому  новации  в сфере охраны труда, особенно в части реализации законодательства о спецоценке, вызывают острые споры.

Не случайно по этому поводу были приняты резолюции на состоявшихся Съездах ФНПР и Профсоюза работников здравоохранения, во исполнение которых мы и работаем, тесно сотрудничая с работодателями.

Сегодня, мы рассматриваем  проблемы, возникающие при проведении специальной оценки условий  труда, и пути их решения. 

Всего, по данным министерства здравоохранения Астраханской области общее число рабочих мест составляет 12796.

Всего оценено на 01.10.2016года 7166 рабочих мест.

Специальная оценка рабочих мест проведена на 5402 рабочих местах, из них впервые на 4763 рабочих местах, а на 1764 рабочих местах в настоящее время еще действует аттестация.

В перспективе нам с вами предстоит провести специальную оценку условий труда на 5630 рабочих местах.

До 2014 острых ситуаций, связанных с предоставлением гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях не возникало., пока не были приняты законы и нормативные правовые акты по специальной оценке условий труда, вместо аттестации рабочих мест, которые резко ухудшили положение работников!

К сожалению, в результате принятия нового законодательства по СОУТ случилось то, чего мы   все так опасались: при неизмененных условиях труда-изменились критерии их оценки, а это привело к признанию некоторых рабочих мест безопасными, с отменой гарантий и компенсаций работникам.

 В конце декабря 2013 года были приняты два федеральных закона: № 426 ФЗ от 28.12.13. «О специальной оценке условий труда», и №421ФЗ от 28.12.13. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О специальной оценке условий труда» вступившие в силу с 1 января 2014 года.

            В январе 2014 года в нарушение Трудового кодекса РФ (то есть, без рассмотрения на Российской трехсторонней комиссии), принят приказ Минтруда и соцзащиты № 33-н. от 24.01.14. «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

                        Однако не было проведено полноценной общественной экспертизы вышеупомянутых документов. Конечно, вопросы спецоценки неоднократно обсуждались на различных уровнях власти.             Профсоюзы в этих обсуждениях тоже принимали участие, и всегда отмечали, что реализация предлагаемых законов реально ухудшит положение многих сотен тысяч работников. Но, к сожалению, нас не услышали.

            Главное с чем не согласны Профсоюзы.

- Новый «Классификатор вредных факторов» не учел «Критерии гигиенической оценки факторов рабочей среды и трудового процесса», подписанные главным санитарным врачом РФ, что  привело к необъективной оценке условий труда.

- Кроме того, 426-ым федеральным  Законом предусмотрена оценка только тех факторов трудового процесса, которые можно измерить.

            Например, биологический фактор изначально оценивался только в организациях, имеющих лицензию на право выполнения работ с патогенными биологическими агентами и возбудителями паразитарных болезней. В остальных организациях, в том числе оказывающих медицинскую помощь, биологический фактор вообще не учитывался.

Надо сказать, что период с 1 января 2014 г. до конца   2015 года для всех медицинских организаций оказался самым сложнымв плане проведения СОУТ. Наверняка вы помните, что начиная с января 2014 года, учитывая все эти разногласия, Профсоюз настойчиво рекомендовал руководителям и профлидерам не торопиться с проведением специальной оценки условий труда, особенно там, где была проведена и продолжала действовать аттестация рабочих мест.

            Мы предупреждали, что Профсоюз работников здравоохранения РФ ведет переговоры с Правительством РФ, что нормативы по спецоценке будут скорректированы с учетом особенностей нашей отрасли.

Однако, часть коллег нас не услышала.  Они «поторопились» (в кавычках) провести спецоценку.

Результаты спецоценки, проведенной в тот период неутешительны. Условия труда на рабочих местах многих медработников признаны допустимыми, а  работники лишились гарантий и компенсаций.

            Например, проверкой обкома установлено, что

1(оптимальный) класс условий труда установлен 

-врачу общей практики в ГП№ 3 и № 10;

-врачу акушеру-гинекологу и акушерке в женской консультации клинического родильного дома;

- врачу-неврологу отделения анестезиологии и реанимации клинического родильного дома; 

 

2 (допустимый)класс условий труда установлен для рабочих мест следующих должностей:

-врач терапевт участковый и медицинская сестра участковая ГП №2, ГП №3, ГП № 5 ,Володарская РБ, а ведь это специалисты первичного звена, те ,у  которых ежедневно есть вероятность контакта с микроорганизмами  3 группы патогенности.( коклюш, тиф, менингит, пневмония, туберкулез ит.д.);

- врач акушер –гинеколог, акушерка в ГП№8, ГП № 10,ГП № 5- специалистам неотложной помощи в ГП № 2

-врачу-трансфузиологу  ГП № 2

- фельдшеру скорой помощи в Володарской РБ

-водителю скорой помощи в Икрянинской и Красноярской РБ

-педиатру-участковому ГП №2 и ГП № 10

- врачу стоматологу стоматологической поликлиники № 2 ,Красноярской РБ и ГКБ № 3.

С февраля 2015 года на основании приказа Минтруда и соцразвитияРФ № 24 н при проведении СОУТ стал учитываться биологический фактор без проведения измерений. Тем не менее, отсутствие четкого определения, что такое «работы с патогенными микроорганизмами» до сих пор вызывает трудности у ряда экспертов, проводящих спецоценку при установлении класса по биологическому фактору.

Надо сказать, что принятие решения по биологическому фактору было очень сложным. Профсоюзные организации работников здравоохранения по всей стране заявили о своём несогласии с трактовкамиметодик спецоценки.  Центральный Комитет нашего Профсоюза и ФНПР активно отстаивали  свою позицию и уже получен положительный  результат, который привел к тому, что рабочие места медицинских работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, отнесены к вредным. Причём,  без проведения измерений, но в  соответствии с группой патогенности микроорганизмов, которая определена СанПином.

Минтруд  России однозначно дает разъяснения об установлении на рабочих местах медицинских работников  вредного класса условий труда  с учетом их возможного контакта с патогенами различных групп опасности без проведения измерений. Такие письма Минтруда мы положили вам в раскладку.

Профсоюз обеспокоен тем,  что такие разъяснения уполномоченных  федеральных  органов исполнительной власти не являются обязательным руководством к действию для некоторых руководителей медицинских организаций и организаций, осуществляющих специальную оценку.

Кроме того в апреле 2015 года принят приказ Минтруда № 250-нот 24.04.2015 «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников.», который вступил в силу с 2 июня 2015 года. Приказом утверждены особенности  проведения спецоценки на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников. Т.е. появились новые основания признания вредными рабочих мест скорой медицинской помощи, отделений реанимации, интенсивной терапии, операционных, родильных отделений идругих. Есть наглядный пример применения этого приказа при проведении СОУТ. В ГБУЗ АО АМОКБ рабочие места акушер-гинекологов и акушерки были оценены с присвоением 2 (допустимого) класса условий труда. Профкомом было вынесено мотивированное мнение  по этому поводу и на этих рабочих местах проведена внеплановая спецоценка с присвоением им класса вредности 3.2.

На наш взгляд, это типичный пример возможностей  Профсоюзов по отстаиванию законных прав и интересов работников.  И наша задача, профсоюзных организаторов всех уровней, рассказать об этом людям!

            Между тем, здравоохранение занимает пятое место по распространенности профессиональных заболеваний. Да и по общей заболеваемости мы значительно опережаем другие отрасли.  Вашему вниманию предлагаем слайд, опубликованный в журнале «Охрана труда: просто и понятно», из которого видно, что причиной 48% профзаболеваний у медицинских работников является биологический фактор. По данным выборочных исследований уровень заболеваемости острыми и хроническими инфекционными заболеваниями среди медработников превышает аналогичную заболеваемость населения более чем в 7 раз.

            А мы полтора года проводили спецоценку без учета биологического фактора и особенностей для отдельных рабочих мест!

      Также по новым правилам, не подлежат оценке факторы интеллектуального и эмоционального характера, т.е. не учитывается нагрузка на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. А это очень важно для нашей отрасли!         Потому, что начиная с 1974 года, медицинским работникам предоставлялись гарантии и компенсации в видедополнительного отпуска продолжительностью не менее двух недель и сокращенного рабочего дня в том числе и по факторам интеллектуального и эмоционального характера (а ведь их невозможно ни замерить, ни устранить). 

Возможно ли исправить сложившуюся ситуацию?

            Конечно: «Да»! Мы просто обязаны это сделать. Тем более, что статья 17 Закона о спецоценке дает нам такую возможность.

            Для этого, профсоюзный комитет обязан обратиться к работодателю с требованием проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Обосновать эти требования следует не только введением новых правил, но, прежде всего тем,  что  надо устранить допущенную несправедливость. Ведь, если этого не сделать, работники на одних и тех же рабочих местах окажутся в неравных условиях.

            Примеры проведения внеплановой специальной оценки условий труда по инициативе профсоюза уже есть,   это тот же пример с  АМОКБ. К сожалению это в Астраханской области единственный пример заинтересованных действий со стороны первичной профсоюзной организации, направленный на улучшение гарантий и компенсаций работникам. Во всех остальных медицинских учреждениях первичные профсоюзные организации проявили инертность в этом вопросе, не всегда принципиально отстаивали интересы работников, занимая порой сторону работодателя. Как это расценивать, коллеги ? Оказались не готовы, так как не хватило  знаний по этому вопросу? Или не хватило характера? Побоялись вступить в конфликт с работодателем?  Как бы там ни было, но остались обманутыми ожидания людей!

            При этом, обком неоднократно обращал внимание  на то, что роль первичной профсоюзной организации в проведении СОУТ очень важна.

Профсоюзы продолжают бороться за права работников. За справедливую, объективную оценку условий их труда, а  не за «заказную», целью, которой является экономия, причём экономия на здоровье работников, когда  ряд факторов производственной среды и трудового процесса не заявляются медорганизациями умышленно в техническом задании. Эксперты, в свою очередь не учитывая отраслевую специфику, проводят оценку в неполном объеме, а представители первичных организаций Профсоюза в комиссиях СОУТ не реагируют на очевидную необъективность.  Результаты такой спецоценки приводят к конфликту работников и работодателей. 

И поэтому профкомам первичных профсоюзных организаций   нужно своевременно  реагировать на возникающие ситуации, обращаться за помощью в областную организацию профсоюза, госинспекцию труда и инициировать проведение экспертизы СОУТ.

С сожалением приходится констатировать, что не всегда медицинские работники получали и продолжают получать объективную оценку условий своего труда на рабочих местах. Различными аттестующими организациями идентичные рабочие места в различных медицинских организациях оцениваются по разному.  Условия труда процедурной медицинской сестры одни и те же в любой медицинской организации.            Её функциональные обязанности определены Квалификационным справочником, утверждённым приказом Минздрава, а так же санитарно-эпидемиологическими требованиями, утверждёнными главным государственным санитарным врачом.  Как же может быть, что в одной больнице процедурной медсестре установлен второй класс (допустимый),например как в АМОКБ, клинический родильный дом, ГП № 8, ГП № 10,  а в другой -  класс 3.2, (вредный), как например в ГКБ № 3, ГКБ № 4, Черноярская РБ, Ахтубинская РБ, Красноярская РБ. и даже  класс 3.3 – в Икрянинской РБ и Знаменске.

            Врачу участковому терапевту и медсестре участковой установлены оптимальные условия труда класс 1 в поликлинике №3, допустимые условия класс 2 установлены в поликлинике № 1, поликлинике № 10, поликлинике № 5, вЕнотаевской РБ, Володарской РБ. И этим сотрудникам не установлены надбавки за вредность и дополнительный отпуск.

А наряду с этим в Красноярской, Знаменской Ахтубинской РБ те же рабочие места отнесены к вредным с классом вредности 3.2 , и сотрудники получают гарантии и компенсации в полном объеме.

Справедливости ради надо отметить , что снижение гарантий происходит не всегда по вине аттестующей организации, работодателя илинекомпетентности членов  комиссии по СОУТ, а в связи с разбалансированностью законодательной базы.

В настоящее время много вопросов вызывают разночтения по предоставлению дополнительного отпуска отдельным категориям медицинских работников по продолжительности, установленной постановлением Правительства России №482. Работникам, которые непосредственно участвуют в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляют диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных и особенно участвующим в оказании психиатрической помощи. Мы считаем, что таких разночтений и вопросов , связанных с предоставлением дополнительного отпуска по данному постановлению быть не должно. Имеющаяся в настоящее время судебная практика подтверждает ,что  данный документ применяется в соответствии с отдельными Федеральными законами и без учета результатов специальной оценки условий труда.

Но ситуация, сложившаяся в медицинских учреждениях Астраханской области совсеминая. По результатам СОУТ от 2015 года врачам психиатрам и психиатрам-наркологам ГБУЗ АО Харабалинская РБ, ГБУЗ АО «Психиатрическая больница»,«Наримановский психоневрологический диспансер» выставлен класс вредности 3.1.,  и только в ГБУЗ АО « Черноярская РБ» выставлен класс вредности 3.2.

Но предоставление дополнительного отпуска всеми трактуется  по разному, например аттестующая организация  в  Психиатрической больнице дополнительный отпуск по карте СОУТ предусматривает, а  в Харабалинской РБ иЧерноярской РБ  и в психоневрологическом диспансере он  по картам СОУТ не предусмотрен.

Одновременно в Психиатрической больнице отпуск предоставляется в размере 35 календарных дней, в Черноярской и Харабалинской РБ и психоневрологическом диспансере дополнительный отпуск данной категории работников предоставляетсятолько по коллективному договору в размере только 14 календарных дней.Это наглядный пример разного подхода, толкования  и применения нормативной базы всеми участниками проведения СОУТ.

Поэтому необходимо добиваться  устранения  данных разночтений.

Уважаемые коллеги!

 Анализируя вышесказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что роль первичной профсоюзной организации в осуществлении контрольных функций при проведении СОУТ неоценима, только вы ответственны за результаты СОУТ в ваших учреждениях.

Как возможно повлиять на ситуацию?

Ответ очевиден – быть предельно компетентными в вопросах специальной оценки условий труда и полнее использовать права, предоставленные  органам Профсоюза действующим законодательством.

 Во всех первичных организациях, в которых проводилась специальная оценка условий труда, в наличии есть полная нормативная   правовая база. Это действующие редакции Федеральных законов,  постановления Правительства РФ  и  приказы Минтруда России.

Но только в единственной организации, в АМОКБ, представителями Профсоюза в комиссии по проведению специальной оценки условий труда выражалось особое мнение. В остальных же случаях, даже самых очевидных, даже самых вопиющих, реакции со стороны первичной профсоюзной организации не последовало. Возникает вопрос: А принимал ли участие профсоюзный комитет в проведении спецоценки? Например на сайте одной из медицинских организаций вывешена сводная ведомость результатов СОУТ, по которойвидно, что в комиссию по проведению специальной оценки условий труда представитель профкома просто не включен. А в некоторых организациях работники сами, без участия профсоюза добивались своих прав, как например врачи - травматологи ГБУЗ АО « ГКБ № 2 имени братьев Губиных», врачи приемного отделения ГБУЗ АО ОИКБ и  работники Енотаевской РБ.

Сегодня определяющим для Профсоюза является консолидированный подход к СОУТ  всех участников процесса.  Поэтому крайне важна совместная  работа с органами управления здравоохранением, органами  надзора и контроля в сфере охраны труда, а также полная  информированность работников и единообразие в применении нормативно-правовых актов. 

С этой целью вчера был проведен семинар-совещание  по вопросам спецоценки с участием главного технического инспектора ЦК Профсоюза, представителей Министерства здравоохранения АО, представителей Министерства труда и социального развитияАО, Государственной инспекции труда, аттестующих организаций, руководителей медицинских организаций и профактива, на котором особое внимание уделялось таким вопросам:

- сохранение ранее установленных Коллективным договором гарантий и компенсаций, в соответствии с п.3.ст.15 Федерального Закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ;

- проведение, в случае необходимости, внеплановой специальной оценки условий труда, если СОУТ была проведена без учета отраслевых особенностей и требований, утвержденных приказами Минтруда России от 20.01.2015 № 24н и от 26.04.2015г. №250н, а также,  в случаях, когда в картах СОУТ не был оценен биологический фактор;

- осуществление контроля за действиями экспертов организаций, проводящих СОУТ при оценке факторов тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с приказом Минтруда России от 24.01.2014г. №33н (выполнение хронометража в течение рабочего дня или рабочей смены (смен);

-обеспечения учета отраслевой специфики, при заключении гражданско-правового договора с организациями, проводящими СОУТ;

а так же  обязательному установлению класса условий труда  по биологическому и химическому факторам у врачей – хирургов, врачей – реаниматологов, врачей – анестезиологов, среднего и  младшего  медицинского персонала хирургических отделений и отделений интенсивной терапии, у медперсонала  рентгенологических отделений (кабинетов) и другие.

Как уже говорилось выше, актуальными являются  вопросы  оспаривания так называемых «оконченных случаев» специальной оценки.

  Включение обязательной оценки, показателей  напряженности и тяжести  трудового процесса,  биологического и химического факторов в приказ Минтруда России №250н   на рабочих местах отдельных категорий работников здравоохранения, создало для  выборных органов Профсоюза правовую  возможность не только оспаривания результатов спецоценки, но и требования проведения внеплановой оценки из-за неприменения норм, заложенных в данный документ.

 

Хочу еще раз подчеркнуть, что в соответствии со статьей 17 Закона о спецоценке 426-ФЗ для проведения внеплановой спецоценки достаточно мотивированного предложения выборного органа первичной организации Профсоюза, направленного работодателю.

Пользуясь случаем, еще раз обращаемся ко всем первичкам тех медицинских организаций, которые  провели спецоценку по «старому».  Воспользуйтесь правом, которое нам дал законодатель, и инициируйте, пожалуйста, проведение внеплановой   специальной оценки  условий труда.

В практике реализации законодательства также имеют место и внеплановые спецоценки  по инициативе  руководителей медучреждений. В нашей области таких рабочих мест с проведением внеплановой СОУТ  насчитывается 978. По мнению  Профсоюза такая внеплановая спецоценка не всегда обоснована.  Это когда сроки  действия аттестации рабочих мест по условиям  труда  далеко не окончены, или на основании факта проведения «текущего ремонта» в отделениях больницы, или  субъективном представлении руководителя о качестве уже проведенной и утвержденной им же аттестации, которая подтвердила вредные классы условий труда работников. Такие случаи произошли в ДГП №4, СП № 2, ОКВД.

Мы все для себя должны сделать соответствующие выводы и не допустить впредь аналогичных случаев проведение внеплановой СОУТ с целью ухудшения положения работников.

Коллеги!

Большое значение для объективности результатов спецоценки имеет наличие знаний у работников по вопросам реализации на их рабочих местах законодательства о СОУТ.

В подготовке работников отрасли по вопросам СОУТ  областной организации Профсоюза необходимо продолжить практику проведения тематических обучающих семинаров по вопросам организации, подготовки и проведению специальной оценки условий труда для выборных Профорганов первичных профсоюзных организаций, уполномоченных по охране труда и представителей  Профсоюза в комиссиях по проведению СОУТ с привлечением заинтересованных сторон.

Обращаем Ваше внимание, что согласно требованиям законодательства на рабочих местах, на которых ранее не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или сроки ее действия - пять лет – истекли, спецоценка должна быть проведена в первую очередь и в самое ближайшее время. 

В Астраханской области таких рабочих мест 5630 (44% от всех рабочих мест). Коллеги, работа нам с вами предстоит еще большая, еще много надо сделать.

Необходимо отметить, что  работа областной организации  Профсоюза по вопросам охраны труда  и проведению специальной оценки условий труда в связи с отсутствием технического инспектора труда ЦК Профсоюза по Астраханской области практически не проводилась. И на данный момент приходится констатировать, что многое упущено, но упущено в том числе и из-за безинициативности и отсутствия принципиального подхода в первичных профсоюзных организациях  к решению этих вопросов.

В настоящий момент мы с вами должны активизировать работу в данном направлении, а изменения в положении о технической инспекции труда ЦК Профсоюза, принятые Президиумом ЦК Профсоюза в мае этого года, рекомендуют строить  работу по охране труда независимо от наличия в штате региональных организаций должности технического инспектора труда. Для этих целей мы будем привлекать уполномоченных по охране труда Профсоюза и созданную  внештатную техническую инспекцию труда.

Областной организацией Профсоюза будет  проводиться постоянный  мониторинг результатов проведения СОУТ  и предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также широко использоваться  работа  внештатных технических инспекторов и  уполномоченных по охране труда, в том числе и для проведения независимых экспертиз специальной оценки условий  труда.

Профсоюзный контроль  за  работой в сфере охраны труда и постоянное внимание к результатам спецоценки  должны оставаться приоритетными в нашей с вами  работе.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!